Сегодня, в Неделю 6-ю Великого поста, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в нашей обители была совершена Божественная Литургия.
По заамвонной молитве были освящены вайи в память о событиях, повествуемых в Евангельской истории (βάιο греч. — пальма, пальмовая, вербовая ветвь).
Послушаем проповедь архимандрита Илии (Рейзмира), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Дорогие братия и сестры! Так ныне торжественно воспевает Святая Церковь. Раздавая каждому из нас ваий, она всем говорит: «Смотрите, эта ветвь неделю назад была мертва, а теперь ожила, уже распустились почки; так оживут и ваши мертвецы. Воскреснут мертвые, воскреснут матери, жены и дети, братья и сестры, сродники и знакомые». Какая отрадная истина! Этой истиной утешал себя Иов, когда страдал на гноищи. Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Ею воодушевляется святой пророк Исайя, когда восклицает: «Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех». Ею укрепляют себя мученики во время страшных мучений. «Ты, мучитель, — говорили они, — лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной… умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит». Ею ободряют себя святые апостолы к перенесению трудных апостольских подвигов. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков», — говорит святой апостол Павел. Вот основание нашей веры. Этой истиной мы веруем, живем и спасаемся. Эту истину многочастно и многообразно проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос: «Грядет час, в оньже вал сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут… из гробов своих», «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Воскресив сына вдовы Наинской, дочь Иаира и даже четверодневного Лазаря, Он показал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедовала всегда, исповедует ежедневно Святая Церковь в Символе веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». «Тот нехристианин, кто не верит воскресению мертвых», — говорят святые отцы. Наконец, эту истину возвещает нам видимая природа: весь мир растений, умирающих осенью и воскресающих весной, проповедует ее; каждая травинка, каждая былинка, прозябающая из земли, говорит нам: «Воскреснут мертвые». Каждая бабочка, пригретая светом солнечным и ожившая от благодетельной теплоты, говорит нам: «Подождите немного, явится Солнце правды, и воскреснут ваши мертвецы».
Истина всеобщего воскресения имеет тесную связь с истиной воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Воскрес Глава — воскреснут и члены. Воскрес Христос — воскреснем и мы.
В залог будущего своего воскресения мы причащаемся святых бессмертных и животворящих тайн. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день». Истина воскресения мертвых есть мощнейшая опора нашей нравственности. Это самая страшная гроза против всякого греха и неправды. Ничто столь не укрощает наши страсти, ничто столь не поддерживает нас в борьбе с искушениями, как эта вера. Кто верует в воскресение тела, тот будет хранить тело свое в чистоте. В каком бы состоянии человек ни находился, если живет в его сердце вера в будущую жизнь и воскресение мертвых, он будет держаться достойно своего звания. Если это начальник, он не забудет, что больший должен быть всем слугою. Если это простой рабочий, он в полном послушании и уважении к старшим, честно и добросовестно будет трудиться на своем месте. Если это богатый, он не станет расточать свое богатство на удовлетворение душевредных прихотей, а с радостью станет оказывать помощь нуждающимся. Если это бедный, не станет он роптать на свою участь.
Напротив, отнимите у людей веру в будущую жизнь и воскресение мертвых, что тогда побудит человека совершать подвиги добродетели? Что удержит от удовольствий порочных? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем», — потеряв веру в будущую жизнь, говорят некоторые. Да, братия и сестры, отнимите веру у людей в воскресение мертвых — воцарится на земле ад, произвол, исчезнет правда.
Ни от чего столь сильно не страдаем мы, как от забвения этой истины. Вот блудный сын ведет беспутную жизнь, родителей не почитает, начальства не слушает, ходит в похотях преступного своего сердца. Отчего он такой? Не думает о Боге, о будущей жизни, когда Бог приведет его на Суд, где надо будет дать ответ о всех не только содеянных лютых грехах, но и о всех дурных словах, помышлениях, не думает и потому ведет такую пустую жизнь. Вот зрелый муж: он ни Бога не боится, ни людей не стыдится, обижает других, не щадит ни жизни, ни чести ближнего… Нечего и спрашивать: воскресение мертвых, будущая жизнь для него — выдумка… «Ешь, пей, веселись» — вот девиз его жизни. Он не хочет знать будущей жизни, поэтому забыл и добродетели; сердце его умерло для всего прекрасного.
«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно… но Бог дает ему тело, как хочет…» Как при творении по гласу Всемогущего: «Да будет» твари появлялись из небытия в бытие, так и в последний день мира по гласу трубы архангельской тела, разложившиеся на свои составные части, ставшие добычей огня, пищей зверей, птиц, потонувшие в воде, примут свой прежний вид. Смерть и ад отдадут мертвых. И соединится кость к кости, и покроет Господь их жилами, и вырастет плоть и кожей покроется, и повелит Господь душам войти в тела, в которых они жили на земле, и войдут души, и оживут мертвые, и в мгновение ока от всех стран соберутся к престолу Всевышнего; раскроется тогда книга жизни, и судимы будут люди по написанному в ней, сообразно с делами своими. В каком теле воскреснут? В том же, в каком жили на земле, но оно будет не таким, каким мы видим его теперь — грубое, дебелое; тогда оно будет утонченное, прозрачное. Души в таких телах будут, как бы на крыльях ветра, переноситься с места на место, проходить сквозь затворенные двери. Таково именно было тело Господа нашего Иисуса Христа после Его воскресения. Земное тело подвержено действию стихий, болезни и смерти, после воскресения оно будет безболезненным и бессмертным. «Подобает бо, — говорит святой апостол Павел, — тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие. Сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное».
В какой восторг, в какое удивление придут люди, когда увидят себя в обновленном теле, уже не обременяющем души, увидят себя на земле новой, очищенной от грехов людских. А грешники? В какой ужас придем мы, братия и сестры, когда увидим воскресшими и соучастников грехов наших!.. Вот юноша, нами соблазненный, терзается в муках… Вот невинность, нами опозоренная, рвет на себе волосы и скрежещет зубами. Какими глазами будем смотреть на них? Их стоны, их слезы паче меча будут пронзать наше сердце. Вот бедный, обиженный нами… вот нами оклеветанный… вот несчастный, которого мы сделали несчастным… с каким сожалением они будут смотреть на нас. «Ах, — скажут они, — зачем вы это делали? На что вам были нужны эти проклятые деньги или эти минутные страстные наслаждения, из-за которых вы причинили столько зла… Какую пользу они вам принесли? Какой вред причинили?»
Итак, дорогие братия и сестры! Мы воскреснем, но не для всех будет воскресение одинаково. Одни воскреснут в воскрешение живота, другие — в воскрешение суда; одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление; одни просветятся, как солнце, другие омрачатся, как сама тьма. У тех, которые веровали в Бога, в будущую блаженную жизнь, в воскресение мертвых и потому жили целомудренно и праведно в нынешнем веке, образ Божий, по которому они созданы, просветится, и они нарекутся сынами Божиими. «И разумные, — говорит святой пророк Даниил, — будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их», — говорит Спаситель. Те же, которые творили волю диавола, примут образ сатаны, явятся темными, мрачными, злобными. Первые услышат: «Приидите, благословенным Отца Моего», вторые: «Идите от Мене, проклятии». Праведники, одевшись светом, яко ризою, пойдут в Царство Небесное и будут неизреченно блаженствовать, а грешники, связанные узами мрака, будут ввержены в ад на вечные мучения. Аминь.