ПАЛОМНИКУ

Паломнические поездки

В помощь паломнику

О паломничестве

 Истинное православное паломничество не является ни путешествием, ни тем более религиозным туризмом (за который его в настоящее время выдают), ни собранием фактов и занимательных историй.

Это подвиг, целью которого, является, прежде всего, покаяние, плоды которого не могут исчезнуть без следа, это важнейший путь спасения человека.

На Руси паломничество возникло с первых времен принятия христианства нашими предками. Паломниками считались люди, совершившие далекое богомольное путешествие на Святую Землю, в Константинополь и на Афон.

Богомольцы, ходившие на поклонение в Святую Землю, приносили оттуда пальмовые ветви, поэтому получили обобщающее название паломники.

Слово паломник происходит от латинского palmarius — дословно «пальмовник», т.е. человек, несущий пальмовую ветвь.

В истории христианства, кроме слова паломничество, существовали и другие синонимы: странничество, поклонничество и богомолье.

Странничество и паломничество в сознании русского народа были практически равны и воспринимались как высокий духовный подвиг и подвижничество.

Традиционно паломничество на Руси считалось делом благочестивым. Наши предки понимали православное благочестие как истинную и святую веру, а самое главное, как исполнение требований и правил христианской жизни, «ибо вера без дел мертва». (Иак. 20.20)

О благотворном влиянии паломничества на русских христиан в начале ХХ века писал архимандрит Михаил (Семенов): « Недели или дни хождения к святым местам необходимы как праздники, как перерыв в ряде серых и грязных дней, которые обволакивают душу плесенью нечистой, греховной обыденностью. Люди инстинктивно, как на чистый воздух, спешат в монастырь, к святыне, к угодникам Божиим, чтобы смыть с души грязь и исцелится от тоски и скорби. И это не просто отдых, здесь исцеление».

«Человек в душном помещении задохнется, если не будет его проветривать. Точно так же, среди духовной грязи, в душной атмосфере духовного разложения, он задохнется морально, душевно, и превратится в животное, если хоть изредка не будет открывать окно к другому миру, к другой жизни, если его не перекинуть хоть иногда, из мира обыденной пошлости и суеты, в мир возвышенной мечты и религиозного чувства. (Круглов)

А этот мир открывается в паломничестве, в путешествии туда, «где воздух свят и тьмы святых видений, где каждый камень освящен стопами Бога». (арх. Михаил Семенов).

Следуя примеру Самого Господа и Его Пречистой Матери, которые каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи, паломники нашего времени, пробиваясь сквозь суету и тяготы нынешней жизни, совершают паломнические путешествия, дабы поклонится Богу и Его святым угодникам, в особо почитаемых святых местах.