В первые четыре (может быть, самые трудные) дня поста в храме на вечерней службе читают удивительный по своей глубине Покаянный канон Андрея Критского. Очень хорошо быть в это время в храме, почувствовать проникновенную силу святых слов. Кажется, нет души, покаянному преображению которой эта служба не содействовала бы и содержанием, и всей своей особенной обстановкой…
Но проходит первая, «самая строгая» неделя поста и вот тут душа как бы вздыхает свободнее: «Ну всё, первая неделя прошла, дальше будет легче…»
Это и правда так, но вот здесь и «спотыкаются» многие. В этой, пусть относительной, расслабленности и кроется «незаметный» подвох. Внешне вроде бы ничего не меняется, всё остаётся формально в рамках поста, но внутренне уже нет той собранности, того сердечного внимания, которые помогают проходить поприще поста более осмысленно.
И вот каждый раз, приближаясь к посту, именно и надеешься не «затормозить» на второй неделе, не остановиться в духовном проникновении в глубины поста, продолжить внутреннее движение в благословенные его глубины.
Цель поста – сораспяться Господу, плоть свою обуздать со страстьми и похотьми, умереть для греха. Вот о чём надо помнить нам всё время, не в храме только, но везде — в самых мельчайших и обыденных обстоятельствах.